Падение рубля заказывали? / Золото вместо доллара / Композитор - новая профессия
Описание
Всё внимание сейчас приковано к курсу национальной валюты. Вокруг споров о том, сколько должен стоить доллар, ломается множество копий. Большинство отечественных производителей сходится на том, что рубль чрезмерно укрепился. От этого иностранные товары становятся дешевле, чем российские аналоги. Работает это так. Допустим, магазин торгует клеем ПВА. Владелец размышляет, что бы ему взять в ассортимент, что поставить на полку? Рубль подорожал. Значит, имея рубли, можно купить большее число хоть долларов, хоть китайских юаней. Следовательно, на одну и ту же сумму он в Китае закажет больше тюбиков клея, чем в России. Естественно, он предпочтёт иностранный образец. Это выгоднее.
Наши экспортёры тоже встревожены. Продавая за границу какой-то товар, нефть или минеральные удобрения, они получают иностранную валюту. После обмена её на рубли, у них на руках оказывается меньше денег, чем раньше. Сложнее заплатить зарплаты, налоги, аренду, труднее закупить в России какие-то товары. В рублях экспортёры обеднели. Такой логики и придерживались наши чиновники, когда все последние недели говорили о том, что рубль переукрепился, это плохо для экономики. Нам бы курс доллара поднять до 70-80.
Но одного желания было мало. В России курс национальной валюты рыночный. Он определяется не волей хозяйствующих субъектов, а спросом и предложением на Московской бирже. Кого больше - продавцов или покупателей - туда и идёт цена. Плавающий курс - фундаментальный постулат денежно-кредитной политики при нынешней главе Центробанка Эльвире Набиуллиной. Данный подход уже спасал нашу экономику в 15-м/16-м годах, когда резко обвалились цены на нефть. В этих условиях доллар подорожал, взлетел в космос к рублю. От этого у экспортёров после продажи нефти стало образовываться больше денег в рублях и они смогли спокойно пережить нелёгкие годы.
Сейчас эта тактика работает в другие ворота. У нас с экспортом вроде бы порядок. Продажи за границу идут более чем активно. А вот импорт обвалился. Стало неимоверно трудно что-то завозить извне. По многим товарным позициям сформировался дефицит. В этих условиях дорогой рубль помогает закупить рубежом больше продукции и насытить рынок. То есть плавающий курс приходит на выручку в нужный момент тем участникам экономики, которые больше всего страдают. На этот раз он помогает импортёрам.
В Банке России стоят на своём и отстаивают подобный подход. Там утверждают, что если мы смотрим на курс доллара и размышляем, какой бы нам предпочесть - повыше или пониже, мы теряем экономический суверенитет. Привязываемся к какой-то внешней денежной единице, а это плохо. Это уже несамостоятельная монетарная политика. Мнение ЦБ - курс должен регулировать себя сам.
Для справки отмечу, что раньше, при прежнем руководстве Банка России, ещё до эпохи санкций, курс рубля самостоятельным не был. Доллар больше 10 лет держали в районе 30 рублей. Плавающий коридор был от 27 до 33. Если доллар поднимался выше, Банк России брал доллары из золотовалютных резервов, продавал их и сбивал цену вниз. Если доллар падал под нижнюю планку, регулятор брал рубли и начинал массовую скупку иностранной валюты. Тем самым он поднимал курс к привычному значению. Это называется валютные интервенции. Прямое вмешательство в ценообразование за счёт вливания больших денег в рынок. Из выступлений Эльвиры Набиуллиной можно понять, что этот подход она не приемлет и отстаивает свободное движение котировок. Её идея состоит в том, что курс приходит на выручку тем, кому плохо. Сейчас плохо импортёрам. Дорогой рубль им помогает закупиться за границей и утолить в России товарный голод. А 5-7 лет назад наоборот - дешёвый рубль помогал нефтяникам, то есть экспортёрам свести концы с концами.
В правительстве считают иначе. Минфин отмечает, что падение курса доллара на каждый руб. обходится российскому бюджету, по различным оценкам, от 130 до 200 млрд руб. недополученных доходов. Всё потому, что у экспортёров падает выручка в пересчёте на наши деньги. Глава ведомства Антон Силуанов даже допустил возможность возвращения к практике интервенций. Что-то делать с долларами, евро, фунтами, иенами не может ни ЦБ, ни Минфин, они оба под санкциями, а золотовалютные резервы заморожены. Но можно влиять через валюты дружественных стран. Если купить много юаней за рубли, то курс рубля ослабеет не только к юаню, но и ко всем остальным валютам, включая доллар. Так работают механизмы форекса. Нельзя упасть по отношению только к одной валюте. Подешевев к юаню, рубль обвалится и ко всем остальным.
#экономика